Получение знаний об объектах, свойствах, отношениях окружающей действительности, которые человек не воспринимает непосредственно, может осуществляться с помощью мышления различного типа.
Критическое мышление — это некая система суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать его. Можно сказать, что критическое мышление – это мышление высокого уровня, позволяющее ставить под сомнение поступающую информацию. Также его определяют, как «оценочное, рефлексивное» или «мышление о мышлении».
Для прояснения вопроса о том, что такое критическое мышление, Р. Пол предложил разделять его на сильное и слабое. Слабое подразумевает мышление эгоиста, которое занято собственными потребностями и не использует его во благо. Сильное мышление принадлежит личности без эгоцентрической направленности.
Не любая умственная деятельность попадает под определение «критическое мышление». К нему не относятся:
- запоминание;
- понимание;
- интуитивное/ творческое мышление.
Критическое мышление имеет много определений в философских и психологических работах, но любые исследователи сходятся во мнении, что для того, чтобы критично мыслить, необходимо умение:
- анализировать и синтезировать;
- осуществлять индукцию и дедукцию;
- абстрагироваться;
- интерпретировать;
- наблюдать;
- использовать логику;
- осуществлять восхождение от абстрактного к конкретному.
Также обязательно обладание широким кругозором, творческим воображением, устойчивыми ценностными установками. В некоторой степени эмоциональность также может входить в определение этого понятия.
Критичность мышления – необходимое качество, которое позволяет создавать предпосылки для цивилизованного развития общества.
Составляющие
Способность мыслить абстрактно – это умение отвлекаться от некоторых свойств действительности, которые в настоящее время несущественны, с одновременным выделением других – актуальными. Необходимо различать процесс абстрагирования и абстракцию. Первый подразумевает некоторое количество операций, которые ведут к конкретному результату – абстракции. Под абстракцией могут выступать самые разные понятия и вещи (в том числе обыденные – такие как дом, улица, дерево и т. д.). Этот процесс неразрывно связан с другими понятиями – анализом и синтезом.
Анализ – процесс, позволяющий разложить объект на части. Синтез – это соединение частей, которые были получены посредством анализа, в одно целое.
Следующее умение, которое входит в необходимый критерий оценки критичного мышления, – способность индуктивно и дедуктивно мыслить. Индукция – это умозаключение, которое сформировано в процессе рассуждения от «частного» к «общему». Дедукция основывается на рассуждении от «общего» к «частному».
Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой прохождение двух стадий. Первая предполагает переход от конкретного определения к абстрактному. Объект разбивается на составные части – признаки и свойства. Вторая стадия – восхождение от абстрактного к конкретному. На этом этапе ум человека пытается восстановить исходную целостность расчлененного предмета. Прохождение второй стадии невозможно без предварительной первой. Таким образом, происходит процесс, который позволяет познанию совершать восхождение от конкретного к абстрактному, а впоследствии – наоборот.
Критический ум позволяет человеку все время сомневаться, взвешивать все «за» и «против». Главные показатели критичности ума – умение смотреть на предположения, как на возможные гипотезы, требующие доказательств. Люди с богатым воображением, «фантазеры» рискуют выдвигать несбыточные планы, поэтому должны уделять внимание развитию критичности суждений и научиться целенаправленно мыслить.
Мнение врача:
Критическое мышление – это способность анализировать информацию, делать обоснованные выводы и принимать решения на основе логики и фактов. Врачи считают, что критическое мышление играет важную роль в медицине, помогая специалистам принимать верные диагнозы и выбирать эффективное лечение. Развить критическое мышление возможно путем постоянной практики анализа информации, обучения логическому мышлению и самоконтроля. Тренировка умения рассматривать вопросы с разных сторон и выявлять скрытые аспекты поможет врачам принимать обоснованные и взвешенные решения в сложных клинических ситуациях.
Опыт других людей
Критическое мышление – это способность анализировать информацию, делать обоснованные выводы и принимать обоснованные решения. Многие люди считают, что это важный навык, который помогает развивать креативное мышление и повышать самостоятельность. Однако, не все уверены, что критическое мышление можно развить. Некоторые считают, что это скорее врожденная способность. Тем не менее, большинство согласны, что с определенными усилиями и тренировкой можно улучшить свои навыки критического мышления. Важно задавать вопросы, анализировать информацию с разных точек зрения и не принимать все на веру. Развитие критического мышления помогает лучше понимать мир вокруг себя и принимать осознанные решения.
Интересные факты
- Критическое мышление – это навык, который можно развивать:в отличие от врожденного интеллекта, критическое мышление можно улучшить с помощью обучения и практики.
- Эмоции могут мешать критическому мышлению:сильные эмоции, такие как страх или гнев, могут ослабить способность к рациональному мышлению и принятию обоснованных решений.
- Развитие критического мышления повышает устойчивость к дезинформации:люди с развитым критическим мышлением с большей вероятностью распознают неверные или вводящие в заблуждение утверждения и оценивают информацию объективно.
Развитие критического мышления
Для чего нужно критическое мышление в обыденной жизни? Оно:
- помогает в профессиональном самоопределении;
- позволяет установить приоритеты;
- формирует ответственность за выбор;
- дает возможность формулировать собственные выводы;
- развивает способность к прогнозу последствий своих действий;
- вырабатывает умения культурного диалога.
Как развить критическое мышление? Прежде всего, нужно представлять, как оно происходит в последовательности. Его процесс составляют три стадии:
- вызов, позволяющий актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания по исходному вопросу и побуждение человека к активной деятельности;
- осмысление, которое позволяет получить новую информацию, осознать и соотнести ее с имеющимися данными;
- рефлексия, предполагающая целостно осмысливать и обобщать полученную информацию, присвоить ее и проявить собственное отношение к объекту.
Возможные самостоятельные способы развития
Опишем основные стратегии, позволяющие повысить критичность ума.
№1. Использование времени, которое обычно тратится на «ничегонеделание». Это время предлагается использовать в качестве самоанализа – например, в конце дня. Необходимо ответить на некоторые вопросы:
- использовал(а) ли я сегодня методы, развивающие критический ум;
- были ли они эффективны;
- что я делал(а) для достижения своих целей.
Лучше всего отвечать на эти вопросы письменно, в виде дневниковых записей.
№2. Проработка проблем. Один день следует отдавать под одну проблему. Следует ее сформулировать и определить, как она соотносится с жизненными ценностями и потребностями. Ее необходимо изучить, чтобы понять, возможно ли на нее воздействовать и какие действия необходимо совершить для ее решения. Обязательное условие – определение своих возможностей, которые позволят решить вопрос в краткосрочной и долгосрочной перспективе. После этого необходимо выбрать стратегию для решения и придерживаться ее.
№3. Развитие интеллекта.
Следует каждые несколько дней работать над развитием критичности ума, а именно одной конкретной стороны – логического мышления, анализа, дедукции и т. п.
Чтобы эффективно развить критическое мышление, не стоит доверять авторитетам. Призма чужого восприятия часто искажает информацию. Именно поэтому так важно самому обращаться к первоисточнику и самостоятельно знакомиться с вопросом.
№4. Фиксирование успехов в дневниковых записях.
Каждую неделю стоит записывать в дневнике эмоциональные значимые ситуации, описание реакций на них и анализ их истоков. Стоит ответить на такие вопросы: что нового о себе я смог(ла) узнать, благодаря этим ситуациям? Что можно было бы сделать по-другому, если бы пришлось переживать их снова?
Необходимо понимать, что развитие критичности ума – это долгий процесс, и было бы оптимальным его вообще не прерывать.
Итак, критическое мышление определяют по-разному, но подразумевают такое мышление, которое позволяет делать собственные выводы самостоятельно на основе поступающей информации и пользоваться ими для решения актуальных проблем. В некоторых случаях такое мышление можно развивать самостоятельно.
Частые вопросы
Можно ли развить критическое мышление?
Чтобы развить критическое мышление, стремитесь расширить свой кругозор и больше узнавать о разных предметах и явлениях, учитесь задавать вопросы, анализировать текст, придумывать разные варианты развития событий. Тренируйте логику, внимание и воображение с помощью игр, головоломок и специальных упражнений.
Как понять есть ли у меня критическое мышление?
Люди, использующие приемы критического мышления: Думают и действуют более уверенно и точно. Внимательны к деталям и быстро ориентируются в информационных потоках. Формируют собственное мнение, анализируя суждения, взгляды, мнения и факты.
Что такое критическое мышление своими словами?
Что такое критическое мышление — простыми словами Критическое мышление — это умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные (в идеале — объективные) выводы. Также под критическим мышлением понимают способность ставить под сомнение любую информацию, в том числе собственные убеждения.
Как начать мыслить критически?
Обогащайте багаж знаний Отсутствие знаний не позволит мыслить критически. Формулируйте вопросы В основе критического мышления лежит любопытство и желание узнать больше. Изучайте и анализируйте Используйте альтернативные источники информации Придумывайте варианты Анализируйте ошибки
Полезные советы
СОВЕТ №1
Постоянно задавайте себе вопросы и анализируйте информацию, прежде чем делать выводы. Это поможет развить критическое мышление.
СОВЕТ №2
Изучайте различные точки зрения на проблему, чтобы понимать ее с разных сторон и не ограничивать себя одним мнением.
СОВЕТ №3
Участвуйте в дискуссиях, обсуждениях и дебатах, чтобы научиться аргументировать свою точку зрения и анализировать аргументы других людей.