Пространственное мышление – важный элемент умственной деятельности человека. Оно отвечает за ориентацию в пространстве, способность к решению задач по геометрии, возможность представления объектов в трехмерном измерении. Нарушение этого вида мышления приводит к глобальной дезориентации человека.
С точки зрения психологии – это процесс, который создает пространственные образы и определяет отношения между ними.
С практической точки зрения пространственное мышление позволяет человеку проще решать задачи по геометрии, химии, физике, черчению и даже лучше справляться с процессом изучения литературы. С помощью трехмерного мышления возможно формирование в сознании картин в динамике, что делает процесс чтения или изучения чего-либо захватывающим и интересным. Такой вид мышления достигает высокого уровня развития в спортивной профессии, связанной с ориентацией в пространстве.
В психологии так же бытует мнение, что ориентация в пространстве и связанное с ней мышление по разному проявляет себя у жителей разной местности. Научное исследование показало, что люди, проживающее в горах, легко могут определить размер объекта, расположенного внизу, чем прямо или вверху. Живущие в долинах – склонны к верному определению размера и расстояния на равнине. И эта особенность не нарушение функционирования пространственного восприятия, данное наблюдение говорит о следующем:
Пространственное мышление и навыки, связанные с ним, получают свое развитие и достигают более высокого уровня посредством получения человеком аналогичного опыта.
Составные части
Характеристика пространственного интеллекта включает в себя несколько этапов, имеющих ряд специфических особенностей:
- Анализ – разделение объекта или задачи на составляющие его части.
- Синтез – обратный анализу процесс – соединение объекта или задачи в единое целое.
- Абстрагирование – определение нескольких этапов задания, которые должны быть в нем. На этом этапе происходит формирование понятий.
- Обобщение – определение и выделение значимых частей объекта или предмета, которые нужно сравнить между собой.
- Конкретизация – обратный процесс обобщения – выделение характерных заданию этапов, не связанных с этапами решений.
В конце статьи представлен тест на определение уровня развития пространственного интеллекта, который строится на этих этапах. В основном, тест состоит из определения соотношения и последовательности разнообразных фигур.
Мнение врача:
Пространственное мышление играет важную роль в повседневной жизни человека, особенно в медицине. Врачи отмечают, что способность представлять и анализировать пространственные объекты помогает им лучше понимать анатомию человеческого тела, проводить точные диагностики и эффективные операции. Кроме того, развитое пространственное мышление способствует лучшему восприятию трехмерных изображений с помощью современной медицинской аппаратуры, такой как МРТ и КТ. Таким образом, умение мыслить пространственно не только помогает врачам в их профессиональной деятельности, но и повышает качество медицинской помощи, что в конечном итоге благоприятно сказывается на здоровье пациентов.
Методы развития
Развитие пространственного мышления лучше всего начинать в раннем детстве, потому что к подростковому возрасту его формирование считается уже полностью завершенным. Однако, в психологии существуют методы и упражнения, способствующие развитию его более высокого уровня и в более зрелом возрасте. Незначительное нарушение в структуре трехмерного мышления с точки зрения психологии возможно корректировать, так же используя упражнения и игры, список которых представлен ниже:
- Оригами, пазлы
Формирование в голове форм фигур происходит в процессе складывания пазлов и различных предметов из бумаги. Происходит это благодаря тому, что прежде чем фигуру сложить – ее надо представить в голове. Методы конструкторской деятельности так же подходят для изучения предметов в школе – они облегчают исследование литературы, переключая детей на практические действия.
- Манипуляции с фигурами
Для этого нужно взять несколько фигур – например, квадрат, круг, куб и т.п. Их нужно попробовать наложить друг на друга и запечатлеть в сознании полученный результат. Усложняя это упражнение, попробуйте тоже самое сделать мысленно – представьте фигуру в объемном формате, назовите ее стороны, точки соединения, как будет выглядеть фигура и изменится ее характеристика, если на нее наложить другую и т.п.
- Перечерчивание фигур
Методы изучения геометрии и черчения заложены в основе этого упражнения. Данная методика имеет несколько вариантов сложности:
- Простое перечерчивание: макет фигуры необходимо перенести на бумагу.
- Перечерчивание с изменениями: фигура копируется на бумагу, но к ней нужно добавить либо несколько см., либо другую фигуру.
- Перечерчивание с изменением масштаба. Суть упражнения в копировании объекта с изменением размера, например, в два раза больше или меньше.
- Перечерчивание из памяти. Фигуру нужно представить в сознании и затем перенести на бумагу.
С точки зрения психологии, задачи из этого упражнения способствуют формированию не только трехмерного мышления, но и навыков черчения, запоминания.
- Представления.
Лучше оперировать линиями и отрезками, например: представить несколько линий, соединить их в одно целое и затем нарисовать фигуру на бумаге, или на несколько отрезков наложить куб – воспроизвести то, что из этого получилось.
- Схемы и чертежи.
Сюда относятся любые объекты и предметы, фигуры, детали или план квартиры. Изображать их можно как по макету, так и опираясь на собственные представления. Создание схем и чертежей доступно онлайн.
- Игра «Угадай предмет».
Эта методика подойдет для самых маленьких и проходит в формате игры: ребенку закрывают глаза и дают предмет для тактильного изучения. Исследование объекта должно занимать не более одной минуты, подглядывание и подсказки – это нарушение правил игры. Задача малыша предположить, что это за предмет, описать его характеристики.
- Игра «Муха».
Развивать пространственный интеллект помогут и игры для взрослых. Данная предназначена для компании от 3-х человек – два непосредственно участвуют, третий – следит за процессом игры и отслеживает возможное нарушение правил. Два игрока представляют в воображении решетку 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В самом верхнем углу справа располагается муха. Игроки по очереди делают шаги, переставляя муху на разные квадраты. Схема решетки, изображенная на бумаге, имеется у третьего участника, где он отмечает все действия игроков. Затем он говорит «стоп», и участники озвучивают, где, по их мнению, находится муха. Выигрывает тот, кто назвал верный квадрат.
А как у вас развито пространственное мышление?
Формирование высокого уровня пространственного интеллекта во многом облегчает нашу жизнь. Деятельность некоторых профессий напрямую связана с этим навыком. Например, вы никогда не сможете стать успешным в профессии дизайнера, художника, инженера, конструктора, логиста не обладая способностью к трехмерному восприятию.
В повседневной жизни пространственное мышление позволит вам систематизировать пространство в квартире, доме, ориентироваться за рулем и обходиться без навигатора.
Степень развития данного вида умственной деятельности поможет определить тест, состоящий из 10 вопросов. Этот тест можно пройти онлайн.
Опыт других людей
Пространственное мышление – это способность человека воспринимать и понимать окружающий мир в трех измерениях. Многие люди считают, что это качество играет важную роль в нашей повседневной жизни. Например, при вождении автомобиля необходимо уметь оценивать расстояния и пространство для безопасного перемещения. Также пространственное мышление пригодится при сборке мебели, решении головоломок или даже при планировании путешествий.
Люди, обладающие развитым пространственным мышлением, часто считаются более креативными и находчивыми. Они легче справляются с задачами, требующими представления об объектах в пространстве. Более того, исследования показывают, что развитие пространственного мышления способствует улучшению когнитивных функций и общей мозговой активности.
Таким образом, пространственное мышление играет значительную роль в нашей жизни, помогая нам успешно решать разнообразные задачи и лучше понимать окружающий мир в его трехмерном проявлении. Развивать этот аспект своего мышления стоит не только ради повседневной практичности, но и для обогащения своего внутреннего мира и креативного потенциала.
Тест
Частые вопросы
Для чего нужно пространственное мышление?
Этот тип мышления помогает человеку четко представлять определенные образы в деталях и трехмерном формате. Пространственное мышление позволяет: Отделять важное от малозначительного. Синтезировать элементы в единое целое.
Когда развивается пространственное мышление?
Шестой год жизни дошкольника – сенситивный период дошкольного детства. В этот период развиваются и совершенствуются многие психические процессы, в том числе пространственное мышление. Пространственное мышление необходимо при решении задач, которые требуют ориентации в пространстве (видимом и воображаемом).
Можно ли развить пространственное мышление?
Развитие пространственного мышления возможно и во взрослом возрасте, главное — практиковаться. Что приятно ― делать это можно в игровом формате. Хорошо работают головоломки и задачи: искать взаимосвязи между разными объектами, выбирать недостающий элемент в 3D-модели, расставлять разные фигуры в определённом порядке.
Какие игры развивают пространственное мышление?
Грузовички Возраст: от 3 лет Число игроков: 1 — 2. Застенчивый кролик Возраст: от 3 лет Число игроков: 1. Цветовой код Возраст: от 5 лет Число игроков: 1. Сумасшедший лабиринт Возраст: от 7 лет Саграда Возраст: от 13 лет Катамино Возраст: от 3 лет
Полезные советы
СОВЕТ №1
Развивайте своё пространственное мышление через решение головоломок, игры на логику и конструирование моделей. Это поможет улучшить вашу способность ориентироваться в пространстве.
СОВЕТ №2
Практикуйтесь в составлении и чтении карт, схем, чертежей. Это не только развивает пространственное мышление, но и помогает лучше понимать информацию, представленную в визуальной форме.
СОВЕТ №3
Изучайте географию и историю мест, которые вас окружают. Знание местности, особенностей местности и исторических фактов помогает лучше понимать и ориентироваться в пространстве.